Искусствоведение, как и любая другая наука, требует применения специфических методов исследования. В ходе курса мы познакомимся с основными научными подходами, которые позволят вам анализировать произведения искусства с доказательной точки зрения. На лекциях разберем биографический, иконографический, иконологический и семиотический методы исследования. Узнаем, чем символ отличается от знака, что такое форма и по какому принципу строятся произведения искусства.
Расписание: по понедельникам, 11:00–14:00
Место: лекторий masters, Левашовский Хлебозавод, Барочная ул., 4А, Санкт-Петербург
Курс проходит в рамках образовательной программы «История искусств 2.0».
Покупка билетов на отдельные лекции в рамках данного курса не предусмотрена.
Теория и искусство?
Введение в проблематику. Теоретическое знание, его специфика. Особенности теории в истории искусства. Представления об искусстве в разные эпохи.
Понятие формы как внешнего облика предмета и формы как способа его организации. Возможность анализа произведения искусства. Методология истории искусства. Исторические методы, принятые в разные эпохи.
Теория искусства и история
Философский подход. Символ и образ. Искусство в системе мира Средних веков. Образ и иконоборчество. Готика и схоластика. Золото и свет.
Поиск метода. Художник или произведение?
Вазари и биографический метод. Знаточество.
Винкельман и начало истории искусства как науки. Метод первичной обработки памятника. «Археология искусства».
Открытия романтизма
Романтизм и новое понимание искусства. Проблема наследия. Проблема реставрации и сохранения. Анализ формы, морфология искусства.
Иконографический метод.
Форма как вместилище духа
Генрих Вельфлин в контексте науки конца XIX – начала XX веков. Формально-стилистический метод искусствознания.
Его высочество элемент
Еще раз о символе. Символ и знак. Иконологический метод. Аби Варбург, Эрвин Панофский.
Знак: система или иконка?
Семиотический метод. Русская (советская) и зарубежные школы семиотики. Тенденции XX века. Междисциплинарный подход. Художественная критика. Жанр эссеизма.